Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

леонтьев конст. ник

Гуманитарный словарь

ЛЕО́НТЬЕВ Конст. Ник. (1831-91) - писатель, публицист, философ, лит. критик. Происходил из дворян. семьи. Учился на мед. ф-те Моск. ун-та, во время рус.-турецкой войны 1853-1856 был воен. врачом. В 1850-60 - на дипломатич. службе в Турции, в 1871-72, после перелома в мировоззрении, живет на Афоне. В 1870-80 постоянно бывает в Оптиной пустыни, в 1891 принимает там монашеский постриг (под им. Климента). Умер в Троице-Сергиевой лавре. В 1870-80 обществ.-политич. взгляды Л. резко консервативны, проникнуты неприятием демократич. движения, приводящего, по его мнению, к потере нац. культ. своеобразия и торжеству посредственности ("Национальная политика как орудие всемирной революции", 1888). Он печатается в консервативных изд. ("Русский вестник", "Варшавский вестник", "Гражданин"), имеет репутацию крайнего реакционера. Осн. его мировоззрения оказывается понятие "византизма" (монархич. власть, строгая правосл. церковность, сословная структура об-ва - "Византизм и славянство", 1875). Из худож. прозы Л. наибольший интерес представляют ром. "Подлипки" (1881, во многом автобиографичен) и произв. из "восточной жизни" ("Из жизни христиан в Турции", 1876), в к-рой он находил красоту и культ. "цветение", утерянное Зап. Европой. Как критик Л. стоял на позициях крайнего эстетизма, соединенного с верностью ортодокс. учению православ. церкви. Наиб. значит. лит.-крит. соч. Л. - "Анализ, стиль и веяние. О романах гр. Л. Н. Толстого" (1890), где глубокий анализ поэтики "Войны и мира" и "Анны Карениной" соседствует с предельно субъективным толкованием их идейного содержания в духе мировоззрения Л. (Вронский как положит. герой противопоставляется не только Левину, но и самому Толстому). Незаурядными лит. достоинствами отмечена также публицистика Л. К его наследию обращались мн. представители рус. религ. философии (В. Соловьев, В. Розанов, Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк и др.).

Лит.: Бердяев Н. А. К. Леонтьев. Париж, 1926; Янов А. Л. Славянофилы и К. Леонтьев // Вопросы философии. 1969. № 8; Бочаров С. Г. "Эстетическое охранение" в литературной критике (К. Леонтьев о русской литературе) // Контекст. 1977.

Полезные сервисы

леонтьев константин николаевич

Энциклопедический словарь

Лео́нтьев Константин Николаевич (1831-1891), русский писатель, публицист и литературный критик; поздний славянофил. Военный врач во время Крымской войны 1853-56. В 1863-73 консул в Турции. С 1887 в Оптиной пустыни, в 1891 принял тайный постриг в монахи под именем Климента; умер в Сергиевом Посаде. Считая главной опасностью либерализм с его «омещаниванием» быта и культом всеобщего благополучия, проповедовал «византизм» (церковность, монархизм, сословная иерархия и т. п.) и союз России со странами Востока как охранительное средство от революционных потрясений (книга «Восток, Россия и славянство», т. 1-2, 1885-86). Роман, повести, воспоминания. Литературно-критические этюды о Л. Н. Толстом, И. С. Тургеневе, Ф. М. Достоевском.

* * *

ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич - ЛЕО́НТЬЕВ Константин Николаевич (1831-91), русский писатель, публицист и литературный критик; поздний славянофил (см. СЛАВЯНОФИЛЫ); сторонник теории культурно-исторических типов. Считая главной опасностью либерализм с его «омещаниванием» быта и культом всеобщего благополучия, проповедовал «византизм» (церковность, монархизм, сословная иерархия и т. п.) и союз России со странами Востока как охранительное средство от революционных потрясений. Повести, литературно-критические этюды о Л. Н. Толстом, И. С. Тургеневе, Ф. М. Достоевском.

Большой энциклопедический словарь

ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич (1831-91) - русский писатель, публицист и литературный критик; поздний славянофил. Считая главной опасностью либерализм с его "омещаниванием" быта и культом всеобщего благополучия, проповедовал "византизм" (церковность, монархизм, сословная иерархия и т. п.) и союз России со странами Востока как охранительное средство от революционных потрясений. Повести, литературно-критические этюды о Л. Н. Толстом, И. С. Тургеневе, Ф. М. Достоевском.

Энциклопедия Кольера

ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич (1831-1891), русский философ, писатель, публицист. Родился 13 января 1831 в с.Кудиново Калужской губернии. В 1850-1854 учился на медицинском факультете Московского университета. В 1854-1856 в качестве военного врача участвовал в Крымской войне. Уже в молодости Леонтьев приобрел известность как писатель, его повести и романы часто печатались в журналах. В 1863 Леонтьев был назначен секретарем посольства на о. Крит и находился на дипломатической службе до 1871, когда, пережив духовный кризис, принял решение постричься в монахи. Леонтьев часто бывал в Оптиной пустыни, на Афоне, однако монахом стал только перед самой смертью. Умер Леонтьев в Сергиевом Посаде 12 ноября 1891. Основные религиозно-философские идеи Леонтьева нашли отражение в его работах: Византизм и славянство, Племенная политика как орудие всемирной революции, Отшельничество, монастырь и мир и др. Эти работы составили содержание книги Восток, Россия и славянство (1885-1886). Леонтьев испытал существенное влияние идей Данилевского и называл себя идейным консерватором. К тем ценностям, в которые Леонтьев верил и считал, что они нуждаются в защите, следует отнести византийско-православное христианство, прочную монархическую государственность и "цветущую сложность" культурной жизни в ее национальных формах. В целом принимая предложенную Данилевским циклическую модель исторического процесса, Леонтьев подчеркивал естественно-органический характер исторического развития. Он писал о "триедином универсальном процессе", имеющем место в природе и обществе. Все этнические, государственные и культурные образования проходят в своем развитии три стадии: первоначальной, "младенческой" простоты, "цветущей сложности" зрелого возраста и, наконец, "вторичной простоты", характеризующейся всеобщим упрощением и уравнением, а в конце концов - смертью ("космический закон разложения"). В 18 в. Европа, по Леонтьеву, как раз и вступила в эту последнюю стадию. В эпоху Просвещения и Великой Французской революции на Западе утверждается идеология равенства и начинается "эгалитарный процесс", который "везде разрушителен". Леонтьев с тревогой думал о будущем России, считая, что после Крымской войны и реформы 1861 эгалитарная буржуазность начала утверждаться и в российском обществе. В отличие от Данилевского он с большим сомнением относился к идее объединения славянства, опасаясь, что более тесный союз с западными славянами, уже зараженными духом "эгалитаризма", может принести России больше вреда, чем пользы. Г.В.Флоровский писал о Леонтьеве как о "разочарованном романтике". В консервативной философии Леонтьева действительно присутствовали романтические черты. Само его неприятие буржуазности носило изначально глубоко эстетический характер. "Из человека с широко и разносторонне развитым воображением, - утверждал он, - только поэзия религии может вытравить поэзию изящной безнравственности". Восприняв всем сердцем "поэзию религии", русский мыслитель всегда чутко и болезненно реагировал на любые проявления пошлости и фальши в обществе и культуре, удивительным образом соединяя в своем мировоззрении суровый ригоризм приверженца строго монашеского, аскетического благочестия с почти натуралистическим преклонением перед "цветущей сложностью" природных и исторических сил.

ЛИТЕРАТУРА

Бердяев Н.А. Константин Леонтьев: Очерк из истории русской религиозной мысли. Париж, 1926 Леонтьев К.Н. Записки отшельника. М., 1992

Полезные сервисы